Сергей Михайлович Эйзенштейн, советский кинорежиссёр (ум. 1948).

Родился 10 (22) января 1898 года в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867—1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1912 году родители разводятся, и мальчик остаётся с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступает добровольцем в Красную армию.
В 1920 году Эйзенштейна направляют в Академию Генерального штаба, где он учится на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступает художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921—1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничает с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году публикует свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».
В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм «Стачка», который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль.
Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец „Потёмкин“» занял первое место.
В 1929 году Эйзенштейн отправляется в командировку за рубеж с целью изучения западного опыта. Эйзенштейн выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете.
В 1930 году он заключает контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начинает работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказывается от его сценария.
С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступает к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.
После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн пишет статьи, составляет проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начинает собирать книгу «Режиссура».
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием Александра Ржешевского «Бежин луг» о Павлике Морозове. Однако в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»)
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За фильм Эйзенштейн получил орден Ленина, учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) и Сталинскую премию.
С 1941 по 1946 год режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены. В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета и принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.[1][2][3]
Профессор ВГИКа, автор фундаментальных работ по теории кино.
Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой Верой Марецкой.
Жена С. М. Эйзенштейна — журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним Пера Аташева, 1900—1965).

Википедия.